Обзор Psychonauts 2, новый шедевр от Тима Шафера

Имя Тима Шафера в игровой индустрии легендарное - послужной список дизайнера включает множество культовых и классических квестов, приключений и платформеров. 

Grim Fandango, серия Monkey Island, Full Throttle, Psychonauts, Brutal Legend - промахивался Шафер очень редко. Тем не менее дела у его студии последние десять лет идут не так хорошо. 

Double Fine регулярно выпускает интересные проекты в разных жанрах, сочетая с коммерческими предприятиями (ремейки, мобильные игры), но по-настоящему мощного и классического проекта мы не видели с 2009 года. А надежды на выход сиквела Psychonauts были совсем туманные, но туман имеет обыкновение рассеиваться, и на прошедшем Е3 была анонсирована дата релиза Psychonauts 2 - 25 августа 2021 года при поддержке Microsoft и XBOX Game Pass.

Оригинальная Psychonauts с релиза заработала положительную прессу и любовь фанатов, мгновенно обретя статус культовой классики. Psychonauts сочетала отличный геймплей, по-настоящему уникальный сеттинг, хороший юмор и невероятный визуальный дизайн. 

Только финансово у игры не получилось выстрелить, отчего надежды на сиквел были невелики, и если бы краудфандинг не помог Тиму Шаферу вернуться к незавершенной истории Разпутина, то мы бы вряд ли ее получили - особенно после Balan Wonderworld. 

Psychonauts 2 начинается с краткого пересказа событий первой части и недавнего приквела Psychonauts in the Rhombus of Ruin, разработанного для VR. Переживать, однако, не стоит - Double FIne очень понятно объясняют, кто есть кто, зачем и почему - никаких конфузий не остается. 

Сиквел является прямым продолжением истории и стартует ровно там, где закончился приквел, отправляя игрока в самое пекло событий. Играем мы за Разпутина - ребенка с пси-способностями, завербованного шпионской организацией Психонавты. 

Вместе с Психонавтами Разу предстоит раскрыть тайный заговор и спасти мир - все как полагается взрывному шпионскому блокбастеру. История наполнена традиционными для шпионского жанра поворотами сюжета, качественным юмором, многочисленными отсылками к кино и абсолютно безумными локациями. 

Психонавты наделены особыми пси-способностями, позволяющими контролировать различные физические состояния - замораживание, поджигание, телекинез и т.д. Но не все приключения происходят в реальном мире - Психонавты обладают способностью проникать в сознание людей в поисках информации, манипуляции мыслями и допроса. 

Таким образом игра делится на две части: приключения в реальном мире, где все более-менее подчиняется рациональным правилам, и приключения в чертогах разума, где разработчики широко и разнообразно реализуют свою фантазию.

Визуальная и музыкальная презентация Psychonauts 2 выше всяких похвал. Если были какие-то сомнения, что после длительной разработки игра могла графически или морально устареть - забудьте. 

Красочная и яркая графика, хорошая производительность, потрясающий визуальный дизайн и богатство на детали - Psychonauts 2 тяжело отличить от дорогих современных игр. До лоска нового Ratchet and Clank с моментальными загрузками и плавными переходами не дотянули - кат-сцены очевидно прерывают действие, да и загрузочные экраны имеются, но они почти не вредят игровому опыту и плавному переходу между локациями, кат-сценами и геймплеем. 

Описать мир Psychonauts 2 словами очень сложно - фантазии у авторов просто о-го-го и они ее реализовали на полную. Дизайн реального мира выполнен в классическом стиле sci-fi, однако локации, куда отправляются Психонавты по своим миссиям сияют красками, вычурными элементами дизайна и смелыми графическими решениями. 

Очень не хочется спойлерить и оставить все красоты для исследования игрокам, но только посмотрите на это казино в стиле огромного Осьминога! 

Ну а чертоги разума - это просто атас. Мозг дантиста усеян пугающими элементами полости рта, торчащими из стен зубами и прочими ужастиками, а мозг игромана - помещениями с покерными столами, рулеткой и букмекерским уголком со ставками на скачки, только вместо людей и декораций выступают внутренние органы и медицинские принадлежности, потому что этот игроман когда-то был врачом. Double Fine смешивают декорации внешнего мира с разнообразными психологическими проблемами, рождая безумно красивый и оригинальный мир.

Сопровождается это все бомбастическим саундтреком: джазом, камерной музыкой, панк-роком, электронной музыкой - всем, что подходит обстоятельствам. Игра оставляет немного простора для исследования и поиска секретов в сюжетных миссиях, но направление движения по большей части линейное и подается в виде блокбастера. 

Игра быстро наращивает темп и подталкивает игрока лететь вперед через красоты мира под заводную музыку, но если остановиться, глаза начнут цепляться за интересные и забавные детали, шутки и визуальные гаги. Игра не заставляет играть определенными образом, зачастую предлагая несколько маршрутов и путей решения проблемы. 

Psychonauts 2 - игр детская и доступная. В том плане, что и ребенок получит удовольствие от истории, юмора и геймплея. И вместо “сюжетной” сложности, превращающей игрока в терминатора и упрощающей весь геймплей до “press X to win”, Psychonauts 2 при помощи дизайнерских решений делает игру доступной даже для пятилетнего ребенка. Все задачи озвучиваются главным героем, который повторяет, что нужно сделать и какая стоит цель. 

Будешь тупить слишком долго - он начнет намекать на решение проблемы, а через пару минут предложит ответ. Вместо читерных игровых механик, Psychonauts 2 подталкивает игрока самому решать проблемы и проходить игру своими руками. Умер несколько раз в секции автоскроллера - подсказка, как ее пройти. Не получается запрыгнуть куда-то - вот, пожалуйста, обходной путь для инвалидов. 

Основные игровые механики представляют собой гибрид аркадного экшена с 3D платформером. Оба направления реализованы на твердую четверку. В бою Раз использует несколько активных способностей, которые оказываются по-разному эффективны против разных типов врагов. И речь не о резистах и слабостях, а типах врагов: одних удобнее убивать из пси-бластера, других - на кулаках, а третьих - поджигать. Разнообразие таким образом поддерживается, но хотелось бы видеть более интересную систему комбоатак. 

Трехмерный платформинг получился удобным и честным: с хитбоксами платформ все хорошо, камера и управление реализованы понятно, что позволяет почти не промахиваться во время прыжков. 

Скорость игры не самая высокая и сверхсложных секций почти нет - баттхерта игра не вызывает, однако реализация некоторых механик далека от идеала. Как пример, прыжок от стены доступен только после совершения двойного прыжка, да и камера начинает в этих эпизодах чудить, что способствует неправильному выбору направления во время отскока от стены. 

С рельсами и горками тоже промахнулись: часто перелетаешь корректную точку приземления из-за слишком высоких скоростей - привычка прыгать в самый последний момент ведет к многочисленным смертям и переигрываниям.

За пределами сюжетных миссий тоже много интересного. Psychonauts 2 предлагает несколько открытых уровней для исследования в любом направлении и выполнения побочных миссий. 

Качество этих элементов находится на таком же высоком уровне, как и сюжетные миссии - в одних мы развиваем отношения с членами команды Психонавтов, в других помогаем членами семьи, а в третьих - исследуем волшебный и интересный мир игры. 

Дизайн открытых уровней тоже способствует двум стилям игры - медленному и скоростному. Можно лететь напрямик к главной цели, а можно остановиться и изучить окрестности, подслушать личные разговоры НПЦ или найти парочку сундуков с местной валютой. Надоело исследовать - полетели вперед на всех парах.

Со стороны прогрессии представлено несколько направлений развития: прокачка способностей, создание особых модификаторов способностей через сочетание значков, покупка различных хилок и расширений инвентаря. 

Способностей у Раза больше, чем слотов быстрого доступа - их нужно менять и адаптировать под ситуацию, а с прохождением игры количество интересных пси-способностей продолжает увеличиваться, открывая новые геймплейные механики, которые благодаря грамотному дизайну миссий удается реализовать на полную катушку. 

Но самое важное, что удается Psychonauts 2 - распределить предметы прокачки грамотным образом как по сюжетным, так и побочным миссиям. Не нужно бежать через всю карту ради +1 очка способностей - большая часть встречается по пути выполнения основных заданий и на их сбор уходит не больше минуты-двух. 

Повторное прохождение миссий и скрупулезный поиск секретов преподносят дополнительные награды, но и во время казуального прохождения основного сюжета игрок сможет ощутить весь спектр способностей и элементов прокачки.

Не все у Psychonauts 2 получилось идеально, раздражающие элементы тоже присутствуют. Во-первых, многочисленные кат-сцены - все они представляют собой срежиссированные ролики, которые постоянно прерывают геймплей. Кат-сцен ну ОЧЕНЬ много. 

Да, их использование уместно, они веселые и смешные, но от половины можно было бы просто избавиться, преподнеся отличным образом, не прерывая геймплей на видеоролик. Боевая система компетентная, но не хватает разнообразия физических атак, да и уворот реализован очень странно. 

Неуязвимость он начинает давать только во время самого полета, он не прерывает другие анимации и его активация занимает много времени. Из-за чего бои ощущаются очень оборвано - зачастую не получается нанести полную комбинацию из трех ударов и отпрыгнуть - враги успевают контратаковать. 

Систему апгрейдов можно было бы сделать лучше, как и весь интерфейс меню: карта локации красиво стилизована, но при этом функционально бесполезна. Технически игра получилась кривая: поддержки отличных от 16:9 форматов экрана нет, распаковка шейдеров занимает почти 10 минут, некоторые скрипты вызывают моментальный статтер, а переходы между кат-сценами и геймплеем очень грубые и резкие, сопровождающиеся статтером. Благо с управлением все в порядке - играть удобно как на клавиатуре и мыши, так и на геймпаде. 

Благодаря сериям игр Call of Duty, проектам Ubisoft и прочих гигантов индустрии у игроков сформировалась идея, что блокбастер = бездушный и лишенный оригинальности проект. Ведь так оно и есть с AAA-блокбастерами: банальный сюжет и глупый сценарий, заскриптованное путешествие, одинаковые аттракционы с тиром, взрывами и “кинематографическими” секциями. И Psychonauts 2 делает все то же самое, только вместо сотни менеджеров, продюсеров и прочих паразитов, разработкой руководили талантливые дизайнеры, отчего играть интересно на протяжении всей игры. 

Оригинальности в геймплее, битвах с боссами, сюжетных тропах и кинематографичных эпизодах нет - опытные геймеры видели это ни один раз, но благодаря качественному исполнению геймплея в паре с оригинальной, красочной и веселой презентацией дарят потрясающий игровой опыт, насладиться которым смогут и взрослые, и дети всех возрастов. Главное, чтобы зубных врачей не боялись. 

Плюсы:

Качественный геймплей
Потрясающая визуальная и музыкальная презентация
Интересный сюжет и смешной юмор
Гибкая система сложности

Минусы:

Технические проблемы

9/10

Комментариев нет