Humankind: новый эталон жанра 4X

Когда-то давно сформировался жанр глобальных стратегических игр, именуемый Grand Strategy Games или просто GSG, знакомый игрокам по трем разительно отличающимся сериям стратегических игр: серии Total War, играм от Paradox и серии Civilization. 

Время от времени кто-то навязывает трем гигантам борьбу, или переносит ее в космос (Galactic Civilization, Sins of a Solar Empire), но по большей части конкурентов у этих трех серий нет, или точнее - не было. 

Total War как была единственной в своем роде, так ею и остается, игры от Paradox просто не имеют аналогов, а вот с Цивилизацией все не так просто. Именно у Civilization было больше всего конкурентов, да разработчик из Firaxis начал сдавать позиции, пока во Франции уже больше десяти лет растет и развивается Amplitude Studios. 

Начали Amplitude одновременно амбициозно и скромно - с разработки собственной вселенной Endless, и хоть и работающими в том же поджанре играми, что и Цивилизация, но не претендуя на лавры классики. 

До недавних пор, когда с поддержкой SEGA французы решились на создание игры своей мечты и того самого Civ-killer проекта - Humankind. Фанаты Цивилизации и 4Х стратегий затерли легендарные Civ IV и Civ V до дыр, а с тех пор Firaxis не предложили стоящих альтернатив. Amplitude Studios же готовы стать тем самым наследником, которого так долго ждали.

Humankind вмещает в себя десятилетний опыт разработки глобальных стратегий Amplitude, их оригинальные и отработанные идеи и решения с традиционным реалистичным сеттингом Цивилизации и фишкой смешения культур от эпохи к эпохе. 

Вместо выбора определенной нации с определенными особенностям на старте, все игроки начинают группой дикарей в эре Неолита, исследуя территории вокруг точки спавна в поиске лучшего места для основания первого поселения. 

Увеличил население до пяти человек или собрал достаточно информации об окружающем мире - добро пожаловать в Древнюю эру, где можно выбрать свою первую культуру. Только засиживаться не стоит - культуры разбирают как горячие пирожки, по принципу “кто успел”. 

Все культуры делятся на 7 групп, каждая с упором в свое направление развития: экспансия, война, агрикультура, индустрия, влияние, финансы и наука. Культурное развитие и прогресс по игре оцениваются очками славы в каждом из семи направлений с бонусом за прогресс по ветке развития, родной для культуры. 

Монголы получают больше очков за экспансию, Египтяне - за строительство, а Греки - за научные свершения. Для перехода в следующую эру нужно заработать 7 звезд, каждая из которых представляет собой одну из целей в каждом из направлений: построить n районов, иметь n населения или победить в n битвах, изучить n технологий. 

Но сфокусироваться только на одном направлении не получится - в каждой эре можно заработать до 3 звезд в каждом из направлений: за изучение 7, 10 и 12 технологий или заработке 3000, 5000 и 7000 тысяч валюты и т.п. Даже воинственным культурам придется совмещать как минимум 3 направления, собирая звезды со всех сторон. 

В каждой эре разработчики выбрали ряд культур из выбранного временного периода, отражающий ту или иную направленность. В древнем мире строителей представляет Египет, в классической эре - Майя, в средние века это Кхмеры и т.д. Каждая из культур предоставляет уникальные бонусы, строения и юниты, и эти бонусы очень и очень сильны. 

Одни направления сильнее в средние века и слабее в классическую эру, другие - наоборот. Одна из больших проблем Цивилизации была мета, которую даже гуглить не надо - выбираешь ту или иную сильную нацию и отыгрываешь ее определенным образом, чтобы получить максимум преимущества. Humankind предлагает в разы больше выбора и заставляет играть вокруг точки спавна, эффективности развития, наличия тех или иных ресурсов и постоянно меняющихся факторов. 

Заспавнился в пустыне - еды будет мало, смысла брать агрикультурную культуру немного - здесь лучше упор в экспансию, деньги или производство делать. Повезло с ресурсами? Наладил дипломатические отношения с соседями? Выбираем торговую культуру, которая умеет ставить экстракторы ресурсов соседям и получает огромные бонусы с торговых отношений. Каждая из веток развития и каждая нация ощущаются имбовыми, когда окружение соответствует, а если не соответствует - превозмогать и готовиться к следующей эре.

Разбираться в особенностях и учиться играть эффективно придется долго - я потратил порядка 20 часов без учета бета-тестов, на которых наиграл еще больше, чтобы понять как эффективно развиваться и играть против “среднего” ИИ. 

Humankind содержит очень много нюансов и альтернативных путей развития, позволяющих максимизировать точку спавна, географию уровня, расположение соседей и многое другое. Баланс игры, баланс культур и их уникальные особенности позволяют создать множество непохожих друг на друга партий за счет таких простых элементов случайной генерации, как поведение ИИ, спавн ресурсов, ландшафт, доступ к морю и тому подобное.

Основные элементы Humankind традиционны для жанра - древо науки, торговля, дипломатия, постройка города, с использованием привычных для игр Amplitude фишек. Начиная с системы районов города. 

В каждом городе есть центр, в котором можно строить уникальные здания, но уместить в центре города можно только определенное количество населения - чтобы оно продолжало расти и было где жить, нужно расширяться вширь, добавляя к городу различные районы, производящие тот или иной ресурс. 

Так как клетки дают разные бонусы к производству ресурсов, на одних участках хорошо строить фермы, на других - заводы, а на третьих - финансовые кварталы. Пристраивая районы друг к другу можно добиваться синергии, дающей еще больше бонусов. 

Однако рост города сопровождается понижением стабильности - жители недовольны быстрой экспансией и нужно им угождать различными методами: религией, определенными законодательными актами, специальными зданиями и жилыми кварталами, не производящими никаких ресурсов. 

Второе больше отличие от Civ - это система регионов. Вся карта поделена на отдельные регионы, на которых может находиться по одному городу или поселению. К городами можно присоединять соседние регионы, объединяя население и разработку ресурсов. Таким образом игроку предоставлена возможность выбора: руководить одним большим городом или несколькими маленькими, а впоследствии всегда можно объединить все в один большой мегаполис на 200 кварталов и округов. 

Ограничения в стабильности (настроении жителей), максимальном количестве городов, а также размере и географии мира заставляют играть по-разному, в одних случаях фокусируясь на развитии городов в разных точках света, в других - росте одного большого мегаполиса. Хочется поставить аванпост где-то вдалеке от собственных границ - пожалуйста, совсем не обязательно превращать его в город, ему тоже можно найти применение: препятствовать экспансии соседей, забить важный выход в море, отхапать себе ресурсов и т.д.

Боевая составляющая сделала большой шаг вперед относительно того, что мы видели в играх серии Civ и собственных проектах Amplitude (Endless Space, Endless Legend). Битвы происходят на ландшафте мировой карты, в зависимости от направления атаки и расположения войск игрока формируется поле боя, с сохраненной географией карты и всеми постройками. 

Леса, линия обзора, преимущества в высоте и наличие защитных построек влияют на характеристики юнитов и исход боя. На лавры Total War Humankind не претендует, но боевая система предлагает интересный геймплей, который не обязательно скипать. Особенно во время осад, когда расположение районов и уровень защитных сооружений играют важную роль. 

Атакующим предстоит ломать стены, а защищающим - отбиваться от атак осаждающих. Битвы могут продолжаться несколько ходов, игрокам разрешено подводить подкрепления, строить осадные орудия, а разные типы юнитов имеют разные преимущества в битвах за города. Одни умеют перелезать через стены, другие - стрелять навесом за стены (мортиры и требушеты), а лес на подступах к городу поможет атакующим укрыться от стрел. 

Боевая система Humankind плотно перекликается со всеми остальными геймплейными элементами, заставляет игрока продумывать экспансию, расположение крепостей и даже строить и развивать приграничные города с расчетом на потенциальную агрессию со стороны соседа.

Как вы уже могли заметить, описание уникальных особенностей игры и разнообразных элементов геймплея ведет меня к одному и тому же заключению - великому разнообразию Humankind. И это самая сильная сторона игры. Заспавнился в тундре, джунглях или пустыне - играть придется по-разному. 

Создал карту с парой больших континентов, множеством архипелагов или с несколькими неразведанными континентами - игра будет развиваться по разным сценариям. Разные культуры на разных этапах предлагают отличающиеся друг от друга стили игры. 

Начал в джунглях и решил пойти в агрикультуру, получил контроль над большим количеством ресурсов - выбрал торговую культуру на следующем этапе, но вот соседи начали поджимать, а сам достаточно окреп для войны - выбираем римлян и отправляемся создавать великую империю. Humankind предлагает потрясающее разнообразие стилей игры и сценариев развития, которого в Civilization просто не найти. 

И это я еще не говорил о дипломатии, законодательстве, культурном и религиозном влиянии. Можно устраивать крестовые походы на соседей, сжигать церкви и города, разрушать чужие чудеса света, устраивать торговые блокады, проводить тесты ядерного оружия, запускать спутники, сбрасывать бомбы на соседей и устроить ядерный апокалипсис. 

А благодаря нескольким открытым и закрытым тестам, плотной работе с фанатами и грамотному подходу к разработке, Amplitude удалось подготовить к релизу по большей части сбалансированную игру. В день релиза выйдет патч первого дня, исправляющий различные баги и проблемы, которые мне встречались, но починить удастся не все.

Какой бы хорошей ни была Humankind, недостатки у игры тоже есть. Хотелось бы видеть больше вариантов в создании мира и настройке сложности и поведения ИИ. Сейчас ИИ оппоненты формируются аватарами, которыми можно делиться с друзьями и делать самому, но на это нужно потратить время - хотелось бы просто нажать кнопку “рандом” и получить случайных ИИ оппонентов. 

Сам ИИ достаточно хорошо играет в первые 3-4 эры, а потом начинает безбожно отставать от игрока, что типично для жанра. С живыми игроками играть намного интереснее, но для этого нужно искать партии, договариваться с друзьями и отводить под это дело несколько часов. Благо присутствуют “быстрые” режимы игры, где игра проходит всего за пару-тройку часов. 

Баги есть, и многие ломают игру: одна катка у меня просто зависла и отказывалась перейти на следующий ход, а в других встречались те или иные серьезные баги и неработающие механики, серьезно влияющие на геймплей.

Никаких заранее придуманных карт нет - только генератор случайных карт на основе разных параметров. Присутствует редактор карт и после релиза будет много чего интересного, но хотелось бы “из коробки” получить ряд заготовленных сценариев. 

Со стороны производительности вроде и хорошо, и плохо. Сама производительность на максимальных настройках очень не очень - даже на системе с Intel Core i7-11700K и ROG Radeon RX 6800 XT Strix в 1080p разрешении можно увидеть просадки FPS ниже 80, однако понижение графических настроек серьезно улучшает производительность. 

Но что самое главное - ИИ ходят очень и очень быстро. Время хода даже на поздних стадиях игры на большой карте с 7 ИИ редко превышает 10 секунд. 

Как много проблем разработчики успеют исправить в патче первого дня - неясно, но что очевидно - игра получит продолжительную поддержку после релиза как со стороны разработчиков, так и игроков. 

Amplitude долго развивают свои игры и выпускают многочисленные DLC с новыми геймплейными механиками, сюжетами, кампаниями и играбельными расами, продолжают фиксить баги и корректировать баланс, прислушиваясь к мнению игроков. Как точно будет выглядеть модостроение еще не ясно, но разработчики обещают широкий набор инструментов, позволяющий серьезно перерабатывать внешний вид и геймплейные элементы. 

Может и Warhammer из Humankind кто сделает. Редактор карт, уже есть, он полноценный и удобный для использования - набросать карту Средиземья можно будет за один вечер. 

В общем, Humankind - это лучшее, что случилось с жанром со времен Civ 4. Колоссальное разнообразие, высокая реиграбельность и неплохой для жанра баланс с множеством уникальных, свежих и работающих игровых механик, позволяющих отыгрывать огромное количество ролей. 

Всем фанатам 4X и Civ Humankind обязательна к ознакомлению, но стоит учитывать несколько вещей. Во-первых - баги, они будут  и некоторые просто ломают существующие геймплейные механики. Во-вторых - игру будут развивать и вылизывать долгие годы, предлагая к покупке многочисленные DLC. Amplitude не Парадоксы с игровыми паками за $1000, но под началом SEGA платные DLC гарантированы. 

И это все. Я больше не могу придумать никаких недостатков. После двух десятков часов игры, оценив всю широту возможностей и бесконечную реиграбельность Humankind, я бросил деньгами в монитор и предзаказал игру на свой личный аккаунт.

Релиз игры состоится завтра, 17 августа, в Steam и XBOX Game Pass, где игра будет доступна по подписке с первого дня. Именно так, легально поиграть в Humankind можно за сущие копейки. 

Плюсы:

Колоссальное разнообразие
Приятный графический стиль
Качественный баланс
Огромное количество контента
Широкие возможности для ролевого отыгрыша

Минусы:

9/10 

Комментариев нет