Колесо времени 2: Роберт Джордан «Великая охота»

Далеко на Севере простираются земли, навеки искаженные Темным. В сердце этих земель находится Шайол Гул, узилище, в котором заточен сам Ба'алзамон. Именно оттуда исходит его злая воля, достигающая самых потаенных уголков мира. 

У подножия узилища расположена долина Такан'дар, сплошь испещренная шахтами и кузнями, в которых куется оружие. Частицы порчи Ба'алзамона оседают на клинках, делая их еще опаснее. 

Грубые подобия людей, вытесанные из камня, занимаются ковкой особых мечей для мурддраалов. Эти мечи проходят две стадии закалки, сначала в черном ручье, чья вода губительна для любого живого существа, а затем в крови человека. В этом месте все искажено и проклято, даже небо здесь похоже на бесконечный серый океан. 

Далее вокруг Шайол Гул расположены лагеря троллоков, а также земли, занятые другими Отродьями Тени - Мурддраалами, Гончими Тени и Драгкарами. Еще дальше начинаются сплошные джунгли, в которых обитают результаты экспериментов ученых Тени. 

Дальше к северу находятся Проклятые Земли, территория буквально выжженая массовым использованием Единой Силы в качестве оружия, эти земли совершенно непригодны для обитания, а порча Темного не дает им восстановиться.

На самой границе между Запустением и обжитыми землями находится шайнарский город Фал Дара, последняя линия обороны от тварей из Запустения и от самого Темного. Жизнь здесь сурова и опасна, зимой стоят такие морозы, что лопаются деревья, а рядом, в Запустении бесконечная жара иссушает волю даже самого сильного человека. 

Смерть всегда стоит за спиной шайнарцев, родившись – они уже приговорены, поэтому больше всего они ценят мир, красоту и жизнь, ибо никогда их не видели и не ощущали. Шайнарцы – единственные, кто стоит между армиями Темного и остальным миром. Поэтому они привыкли выживать, несмотря ни на что, а если уже придется, так отдавать свои жизни как можно дороже. 

В то время как в остальном мире троллоки и Темный стали мифами и легендами, в Шайнаре помнят историю и чтут старые договоренности, а троллоки здесь суровая реальность, которая может убить неподготовленного человека.

Неожиданно для себя Ранд ал`Тор получил в свое распоряжение рог Валир, и, наверное, не было места лучше, чем Фал Дара, чтобы спрятать его. Тем более, что в крепость прибыла сама Престол Амерлин со своей свитой, состоящей из опытных Айз Седай. Но, Колесо плетет, как желает Колесо. 

Друзья Темного повсюду, и рог Валир оказался похищен. Интересная деталь, помните торговца Падана Фейна из первой книги? Так вот, здесь он играет едва ли не решающую роль и даже можно сказать становится на некоторое время главным антагонистом. А все потому, что  как мы знаем из первой части, он прошел через Шадар Логот, кроме того в руки ему попал не только Рог, но и кинжал из Шадар Логота, так Падан Фейн стал чем-то…что не является уже слугой Темного, но при этом и не служит злу Шадар Логота.  

Он – нечто столь извращенное и мерзкое, что даже слуги темного его не понимают и опасаются. Вот так незначительные персонажи одной книги, приобретают совершенно другое значение, роль и новую историю в другой. Для Роберта Джордана не существует мелочей.

Кража не оставляет Ранду выбора, он должен вернуть рог, но еще что важнее – он просто обязан вернуть кинжал. В каком-то смысле произошедшее стало облегчением для Ранда, дав ему возможность сбежать из-под опеки леди Морейн и других Айз Седай. 

Ему необходимо время, чтобы подумать. Ведь не каждый день тебе говорят, что ты тот человек, который должен всех спасти, а потом умереть и другого выхода у тебя нет. Ранду нужно найти решение, его буквально бесит неотвратимость плетения Узора и собственной судьбы. 

Всей душой он желает изменить предначертанное. Мэт и Перрин тоже отправляются на поиски Рога, для них это также возможность побыть вдали от всех и подумать над тем, что с ними происходит и как им действовать дальше.

Ребята из Двуречья выросли, если можно так сказать, за время путешествия к Фал Дара, куда они изначально и не собирались, они получили бесценный опыт и сейчас уже хотят самостоятельности. Да, без Морейн и Лана они бы не выжили, но их опека больше похожа на контроль, а ребята хотят сами управлять своей судьбой. 

Они строят собственные планы, научились замечать, когда кто-то дергает за ниточки, научились врать и хитрить, недоговаривать и молчать. Сейчас они уже совсем не похожи на тех простачков, которыми отправились в путь из Двуречья. Но и прожжёнными интриганами, воинами и просто опытными людьми их назвать нельзя. Они все еще учатся.

После долго путешествия, Эгвейн и Найнив наконец-то прибыли в Тар Валон. Их глазами мы видим архитектуру легендарного города, вместе с ними восторгаемся его чудесами и тайнами. 

Кроме того, девушки поступают на обучение в орден Айз Седай и теперь автор уделяет гораздо больше времени описанию прошлого и настоящего этого ордена. Так мы узнаем, как вообще появились Айз Седай, насколько они сильны и как могут влиять на события в мире. 

Кроме того, автор приоткрывает завесу над внутренним устройством ордена, и там все оказалось не так просто, как я думал в самом начале. Здесь тоже хватает интриг и борьбы за власть. Кроме сам орден куда более разветвленный, чем я думал.  

Колесо вплетает в Узор всех, с кем встречаются та`верен, поэтому я совершенно не удивился, когда Эгвейн и Найнив встретились с Мин Фаршав, чьи способности являются загадкой даже для Айз Седай, и с Илэйн Траканд, наследницей Андорского престола, отправленной на обучение к Айз Седай.  Довольно быстро они стали подругами и их взаимное влияние друг на друга помогло им всем измениться и преодолеть множество преград.

Помимо Айз Седай Роберт Джордан решил, что пришло время побольше рассказать о выдуманной им расе огиров. Кто они, откуда, какие у них обычаи и традиции, как устроено их общество и как выглядит процесс принятия серьезных решений, т.е. по факту как устроена власть.  

Кроме того, глазами главных героев и Лойала, путешествующего с ними огира, читатели увидят, как устроены стедддинги огиров. Пикантности ситуации добавляет то, что Лойал довольно молод, неоперившийся юнец 90 лет от роду, и юные столетние огирки посматривают на него с большим интересном. Кроме того, он еще и бунтарь, по меркам огиров конечно.

В обзоре на первую книгу я не затрагивал тему белоплащников, решив оставить ее для второй книги. Белоплащники, они же Чада Света. Это орден, вернее изначально – духовное братство, которое было основано для того, чтобы с помощью молитв и веры противостоять Друзьям Тьмы. 

Изначально им приходилось сражаться только чтобы защитить себя во время молитв, но затем в хаосе военных лет они вынуждены были перейти в наступление. Ни к чему хорошему это не привело, ибо как говориться, благими намерениями вымощена дорога в Шайол Гул. Сейчас Чада Света — это некий приблизительный аналог реальной религиозной организации, проще говоря – Церкви, в том виде, в каком она существовала сотни лет назад. Очень грубо и примерно всех белоплащников можно разделить на три категории. 

На самом верху находятся политики и интриганы, желающие во чтобы то ни стало приумножить свою власть и увековечить себя в веках. Все, кто находится ниже – это фанатики, готовые убивать любого, на кого укажут их догмы либо начальники. И где-то среди них в явном меньшинстве остались те, кто еще помнит и чтит, то, ради чего был основан орден. Мне так кажется, что Джордану не пришлось прямо сильно придумывать образ Чад Света, он просто взял его частично с церкви времен Испанской Инквизиции. 

Инквизиторы по нынешним меркам убили не так много людей, речь не идет даже о ста тысячах, но сделали они это с такой жестокостью, что мы помним об этом даже спустя сотни лет. Чада Света поступают точно таким же образом, и поэтому в книге вызывают стойкую неприязнь. Они даже не пытаются разобраться ни в чем, фанатики действуют слепо на основании своей веры и вбитых в голову догм, а их руководители руководствуются скорее личной выгодой, прикрывая это служением Свету.

Роберт Джордан не стал просто копировать уже известные образы испанской инквизиции и добавил множество своих штрихов к образу белоплащников. Они не просто так появились в мире, у них есть история, есть основатель, а также некие изначальные цели, которые они преследовали. В настоящем же времени цели белоплащников и методы их достижения напрямую влияют на события мира, а также на всех главных и второстепенных персонажей. Самое главное, что они действительно являются серьезной силой, ибо в их распоряжении целая армия хорошо тренированных и привычных к битвам воинов-фанатиков.

Дороги главных героев расходятся, сходятся и расходиться вновь, чтобы затем сойтись в одной единственной точке – на мысе Томан, куда уже высадились армии шочан, наследников Артура Ястребиное Крыло. Армии, которые готовы потребовать назад то, что принадлежит им по праву.  Ранд изо всех сил сопротивляется плетению колеса и пророчествам, которые говорят о том, что он должен появится на этом мысе. Но, Колесо плетет, как пожелает Колесо и получится ли у него, а вместе с ним и у всех остальных, избежать своей судьбы – вы узнаете, прочитав вторую книгу цикла «Колесо времени».

А сейчас начинается часть обзора в которой есть довольно жесткие спойлеры.

Ранд вместе с друзьями и отрядом шайнарцев отправляется на поиски кинжала, который Мэт прихватил с собой из Шадар Логота и рога Валир, который они обнаружили в конце первой книги. Фактически у Ранда нет выбора, с одной стороны он хотел самостоятельности и погоня за рогом – отличный шанс выбраться из-под опеки Морейн, с другой стороны без кинжала Мэт умрет, и Ранд просто обязан ему помочь. 

Правда и здесь Морейн смогла подкинуть ему проблем, мало того, что все вокруг уверены, что Ранд из высокородных и называют его милордом, так Морейн еще и положила ему в седельные сумки знамя Дракона Возрожденного и набор одежды, который более подходит лорду, чем простому сельскому парню. Словно она знает, что ему это пригодится. Ранду же все это очень не нравится…и словно этого мало, он вдруг выясняет, что если погибнет Ингтар, командир отряда шайнарцев, то вместо него все будут обязаны слушаться Ранда. 

Я так думаю, что Морейн смотрит далеко вперед и понимает, что рано или поздно Ранду придется взять на себя ответственность за жизни огромного количества людей, а это значит, что он должен научиться жить с этим. И в первую очередь у него должны появится навыки командира, отвечающего за своих людей.

Как бы там ни было, но в какой-то момент, Ранд, Хурин – нюхач, который умеет выискивать следы по остаткам сотворенного зла, и огир Лойал, после короткого ночного отдыха просыпаются совсем в другом месте.

Как мы уже знаем из первой книги и из второй, в мире есть возможности быстрого перемещения. Изначально это были Путевые врата в стеддингах огиров, которые ведут на Пути, созданные мужчинами, использующими Единую Силу. Случилось это сразу после Разлома. 

Тысячи лет эти пути были безопасным местом, используя которое можно было за день пройти расстояние, на которое в обычном мире потребовались бы месяцы пути. Затем Пути начали постепенно приходить в негодность, поскольку там появилась некая сила, которую назвали Мачин Шин или Черный ветер, лишающий разума и душ путешественников.

Подобный способ перехода неплохо согласуется с рассказом Джордана о том, что в его мире нет магии, а Единая Сила — это некая разновидность науки, подчиняющаяся второму закону термодинамики. В таком случае Пути, это ни что иное, как управляемые кротовые норы. Есть такой термин в физике, кротовая нора – это тоннель, связывающий две точки в пространстве и времени, теоретически его существование доказано. Другое дело что в реальности шансов выжить в таком тоннеле мало, он может закинуть человека на миллион лет назад, или во времена Большого Взрыва, или вообще на другую планету.

Теперь же Ранд, Хурин и Лойал столкнулись еще с одним способом перемещения. Во сне Ранд неосознанно использовал Единую Силу и случайно активировал древний портальный камень, рядом с которым они отдыхали. В этом, первом, эпизоде Джордан не так много рассказывает о самом Портальном камне, но при этом Лойал, а затем и роковая красавица Селин говорят о том, что эти камни связывают все миры и вселенные Колеса.  В мире практически не осталось записей и упоминаний о том, как пользоваться этими камнями. По слухам, в эпоху Легенд Айз Седай, как мужчины, так и женщины, могли свободно использовать эти камни. Но вот они ли их создали?

Во втором эпизоде, когда Ранду необходимо срочно попасть на мыс Томан, Верин Седай рассказывает уже чуть больше об этих камнях.  Камень испещрен символами, разбитыми на группы, одни означают миры, в которые можно попасть, другие указывают направление движения, третьи указывают на такие же камни в этом мире, или не совсем в этом. 

Поскольку Ранду и Верин Седай известен только один символ, обозначающий такой же камень на мысе Томан, то остальные он вынужден подбирать случайным образом. И вот здесь проявляется еще одно свойство портальных камней – они не только могут перенести человека в любой мир в пределах ЭТОЙ ВСЕЛЕННОЙ, но и в параллельную вселенную. Так Ранд и все, кто путешествует вместе с ним, увидели сотни и сотни собственных вариантов жизни, Ранд, который не смог обуздать Единую Силу и сошел с ума, Ранд, живущий тихой семейной жизнью вместе с Эгвейн…сотни версий Ранда. 

Это наложило определенный отпечаток как на Ранда, так и на его друзей и товарищей по оружию. К примеру, по крайней мере мне так кажется, что Ингтар признался в том, что он друг Темного, раскаялся и предпочел умереть с честью, защищая друзей, это следствие того, что он увидел во время путешествия через портальный камень.

Что же касается самого Портального камня, то он мне напоминает скорее какую-то утраченную технологию, панель, на ощупь похожая на камень, ряды сгруппированных символов, похожие на раскладку консоли управления или клавиатуры. И это очень хорошо сочетается с самым началом цикла, когда Том Мерилин упоминает истории до Эпохи Легенд, о людях, которые ездили и летали на чудесных машинах, путешествовали к другим планетам и мирам.  

И что меня поражает, автор не забыл об этом, и спустя одну книгу подкидывает читателям еще один осколок древнего мира, который можно трактовать как чудо магии, так и как чудо древних технологий. И сама концепция единой силы сюда прекрасно вписывается. Ведь как известно, для любого непросвещенного человека развитая технология сродни магии. Об этом говорил еще Артур Кларк. При этом конкретного окончательного ответа на вопрос о магии и технологиях Роберт Джордан не дает.

Выбравшись из параллельного мира в свой собственный, Ранд отправляется в Кайриэн, где узнает о Большой Игре. Эту игру ведут между собой все Дома, от малого до великого, и все жители так или иначе тоже играют. В этом городе все имеет значение, каждый взгляд, каждый вздох, поворот головы и даже выражение лица. Здесь все имеет двойное и тройное дно, это если не считать скрытые. 

Каждый житель что-то знает, что-то видел, заметил, слышал краем уха или о чем-то догадывается. И Ранду это совершенно не нравится, ведь волей-неволей он стал еще одним игроком, причем очень загадочным. Иноземный лорд, прибывший издалека, о котором никто и ничего не знает. 

По мере чтения мне было очень интересно, это леди Морейн предвидела или даже позаботилась о том, чтобы он сюда попал, ведь она положила ему в сумки одежду, которую подобает носить лордам и даже знамя Дракона Возрожденного. Но по идее даже у Айз Седай есть свои пределы. Или это загадочная леди Селин подтолкнула Ранда к путешествию через Кайриэн…но что, если встреча Ранда и Селин - это часть Узора, который плетет Колесо? 

А ведь Ранд обязательно должен был здесь побывать, чтобы увидеть, как живет знать и научиться играть в их игры. Если кто-то еще не понял, то великая игра на самом деле это плетение интриг и заговоров, любимое развлечение знати. Ранд – Дракон Возрожденный, и в будущем ему придется иметь дело с самыми разными людьми, включая высокородные Дома. А Колесо, как мы уже знаем, частично оберегает своих та`верен, и визит Ранда в Кайриэн может обеспечить ему бОльшие шансы на победу в будущем.

Ранд всячески открещивается от титула лорда, демонстрирует всем, что он не заинтересован в игре, он здесь проездом и Великая Игра его вообще никак не касается. И тем самым еще больше убеждает окружающих, что он очень сильный и ценный игрок, который ВОЗМОЖНО даже знает о Секретной Игре. 

Ему часто приходят письма от небольших домов с предложением нанести им визит, Ранд прилюдно их бросает в огонь, надеясь таким образом дать понять, что он не Игрок. Но все работает наоборот, такой показной отказ говорит окружающим о том, что он настолько сильный и важный игрок, что не боится гнева Домов, которым так грубо отказал.

В итоге ему приходят два письма от самых влиятельных Домов Кайриэна, которые еще и враждуют друг с другом. И вот сейчас он уже должен сделать выбор, бросить оба письма в огонь – неминуемая смерть, ответить на одно, значит объявить войну второму Дому. 

Многие в Кайриэне ждут таких писем всю жизнь, интригуют, воюют, устраняя конкурентов и побеждая в сражениях за расположение сильных мира сего. А Ранд получил их благодаря тому, что не играл в Игру. Вернее, я бы сказал, что он все же сыграл, но навязал Игре свои правила. А еще он, и его друзья извлекли из всего этого очень важный урок – из людей могут получиться монстры пострашнее, чем сам Темный. 

За яркими красивыми нарядами, церемонными разговорами и дружелюбными улыбками кроется вековая ненависть, жажда мести, богатства и власти. Каждый клянется в верности, но тут же готов продать своего господина, честь и отвага могут оставаться просто словами, а что касается жалости или сострадания, то может статься так, что у троллоков их больше, чем у тех, кто играет в Великую Игру. Вкупе с умением командовать собственным отрядом это очень важный урок для Ранда, ведущий к понимаю людей и умению взаимодействовать с ними на разных уровнях.

Роберт Джордан не стал бы настолько хорошим писателям, если бы в следующих книгах не использовал полученный Рандом и его друзьями урок. Поэтому в дальнейшем Ранд в некоторых случаях будет совершать поступки, продиктованные полученным ранее опытом. Это я сейчас так обтекаемо сказал о третьей и четвертой книгах цикла.

Я бы сказал, что путешествие через портальный камень, вынужденное руководство целым отрядом опытных воинов и посещение Кайриэна стали для Ранда ключевыми событиями в книге. 

Во-первых, что самое важное, он все-таки осознал, что именно он настоящий Дракон Возрожденный, еще не принял, но уже осознал, кроме того он научился самостоятельно принимать решения от которых зависит не только его жизнь, но и жизни других людей, и как вишенка на торте – он познакомился с правилами и обычаями высокородных Домов, сыграв с ними в Великую Игру. Было ли все это планом Морейн Седай, или частью Узора, который плетет Колесо – я склоняюсь ко второму варианту. 

Тем более, что по плану Морейн Ранд сам должен был протрубить в рог Валир либо вернуть его законным владельцам, что автоматически подтвердило бы, что он Дракон Возрожденный, эдакий фэнтезийный маркетинговый ход. Но, в рог протрубил Мэт. И многое сложилась не так, как хотела бы Морейн, да и престол Амерлин тоже. Поэтому я уверен, что Ранда направляло Колесо. 

Самый главный вопрос – сможет ли Ранд хоть что-то изменить, тварь он дрожащая, либо право имеет? Тем более, что во всех своих жизнях, которые он видел в параллельных мирах, он либо сходит с ума, либо проигрывает в битвах Темному, что по сути одно и то же. Есть ли другой выход? Ведь получается, что Айз Седай и само Колесо поставили его перед фактом – ты Дракон Возрожденный, твоя судьба – сразиться с Темным, а затем сойти с ума, после чего тебя усмирят Айз Седай, навеки отрезав от Источника. Либо убьют. 

Подобной судьбы для себя желают лишь тщеславные глупцы, мечтающие о том, как их память увековечат в камне и строчках текстов. А Ранд умен, очень умен и он пытается найти выход.

Кстати говоря, об Айз Седай. Во второй книге читатели могут узнать множество подробностей об этом ордене. Самым главным открытием для меня было то, что этот орден не однородный, внутри Айз Седай разделены по цветам – Зеленые Айя, Коричневые Айя, Белые Айя, Красные Айя и так далее. И у всех есть своя сфера деятельности, привычки и обычаи. Так коричневые Айя занимаются историей и археологией, они готовы пожертвовать всем ради клочка старинной рукописи. 

Занятия у них безобидные, но сами они могут быть вполне опасны. Красные Айя занимаются усмирением, т.е. отрезают от источника овладевших силой мужчин…и некоторых женщин, они очень опасны и стремиться любой ценой получить как можно больше власти. Зеленые Айя специализируются на битвах, несмотря на то, что прямо использовать силу для убийства они не могут, они лечат раненных и создают выгодные условия для сражений. Каждый цвет что-то означает. И внутри Тар Валона тоже идет битва, битва за власть и влияние, интриги вокруг престола Амерлин. Кроме того, где-то есть еще одни Айя, черные, которые служат Темному.

Найнив прошла испытание, которое проходят все Айз Седай, которые хотят быть не просто ученицами, а полноправными принятыми. Три арки, в которые она должна войти и три самых страшных ее кошмара, которые она должна преодолеть. Хотя мне лично показалось, что там не только страхи вошедшего человека, но и искушения или даже мечты. Потому что под одной из арок Найнив попала в свою жизнь, где она счастливо живет вместе с Ланом, это не страх, а скорее мечта, от которой отказаться намного сложнее. 

Сами арки, через которые проходят все, кто хочет стать принятыми – это тер’ангриал, артефакт, оставшийся от Эпохи Легенд. Древние Айз Седай умели их использовать, некоторые тер’ангриалы были созданы для чего-то определенного, другие же были универсальными, третьи просто срабатывают если рядом находится женщина, способная направлять силу, четвертые работают в руках любого человека. 

Нынешние Айз Седай смогли понять работу некоторых тер’ангриалов, да и то, не до конца. К примеру эти арки, через которые проходят все принятые, мир за каждой из них реален или это иллюзия? Но ведь некоторые девушки не возвращаются, тогда возникает вопрос они умерли или остались в каком-то мире, который не смогли покинуть? 

Кроме того, известно, что ни одна женщина не должна направлять силу, после того как шагнула в арку, иначе ее навеки отрежет от Источника, но, Найнив использовала силу и осталась цела и невредима. Жезл, держа который все принятые дают клятвы, чтобы стать полноправными Айз Седай – тоже Тер’ангриал, и точно так же до конца его свойства и предназначение не изучены.

Еще мне лично не конца понятен момент с отношениями Айз Седай и Дракона Возрожденного. По идее каждая Айз Седай заинтересована в поиске настоящего Дракона. Потому что он – единственное, что стоит между ними и Темным. Но по факту престол Амерлин, Верин Седай и Морейн Седай скрывают от всех факт, что они нашли истинного Дракона Возрожденного. 

В противном случае их просто усмирят, а Ранда убьют. Тоже самое касается белоплащников, если они Чада Света и всячески сражаются с друзьями Темного, то Дракон Возрожденный – это как раз то, что им нужно для того, чтобы раз и навсегда покончить с Темным. Но вместо этого они готовы убить Ранда, Мэта и особенно Перрина, а также всех, кто им помогает. 

Возможно дело в том, что прежние страхи оказались забыты, все-таки со времен Эпохи Легенд прошли тысячи и тысячи лет, за это время вполне можно забыть кто ты и какому делу служишь, какие клятвы давал и для чего был создан твой Орден. 

В принципе это согласуется с нашей реальностью, Первая мировая война унесла жизни почти 20 миллионов людей, и, казалось бы, после подобного уже никто не хочет повторять этот печальный опыт, но, менее чем через двадцать лет грянула Вторая мировая, которая унесла еще больше жизней. И опять же весь этот ужас оказался забыт и сейчас во многих странах идет война. И это все в пределах промежутка в 100 лет. А в книге речь идет о тысячах лет. Поэтому изначальный смысл различных организаций, а также их цели оказались забыты.

Как бы там ни было, но пути всех главных героев ведут на мыс Томан, где уже высадились шочан – потомки армий Артура Ястребиное Крыло, и ничего хорошего от них ждать не приходится. Эгвейн попадает к ним в рабство, где с помощью ошейника, который является утраченным артефактом эпохи легенд, ее и других женщин заставляют направлять силу во вред другим. 

Все Айз Седай должны сидеть на цепи, словно собаки, так считают шочан. И Эгвейн на собственном опыте узнает, каково это, использовать Единую Силу для разрушений и убийства.  Но самое главное, Эгвейн, Найнив, Мин и Илэйн узнают на собственном горьком опыте, что Черные Айя существуют. Так же на мыс Томан прибывают армии белоплащников, Падан Фейн, Ранд, Мэт, Перрин и отряд шайнарцев. 

Мэт вынужден был протрубить в рог и армии мертвых героев уничтожают шочан и белоплащников. Теперь Мэт лакомая добыча, ведь пока он жив – рог не подчиняется никому, а если он умрет, то Рог Валир снова станет ценным артефактом. Либо же Мэта можно переманить на свою сторону, и заставить использовать армию мертвых для своих целей. Ранд же вступает в схватку с Темным, в которой проигрывает, но что самое главное, эту схватку видели во всем мире. Дракон возродился!

Пожалуй, на этом моменте мне стоит уже заканчивать свой обзор, поскольку я рассказал уже обо всех событиях и персонажах, которых хотел упомянуть. На мой личный взгляд вторая книга получилась сильнее, информативнее и в то же время динамичнее, чем первая. Здесь больше приключений, больше рассказов об устройстве мира и более глубокая проработка характеров персонажей. Наверное, поэтому я прочитал ее еще быстрее, чем первую часть. Если вы еще не читали цикл «Колесо времени» или сомневаетесь стоит ли читать «Великую охоту» - вторую книгу цикла, сейчас самое время приступить к чтению, уверен, вы не будете разочарованы.

Ну а с вами был Дитрум, привет, привет!

Комментариев нет