Обзор ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT OC 16GB


Вступление, внешний вид

Казалось бы, что рост TDP топовых видеокарт NVIDIA и Radeon последнего поколения сверх отметки в 300 Вт заставит производителей пополнить линейки своих продуктов видеокартами с жидкостной системой охлаждения, но нет, все осталось как раньше - EVGA продолжили традицию с серией Hybrid для NVIDIA, а все остальные ограничились толстыми и длинными моделями с воздушным охлаждением. За единственным исключением - ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT OC 16GB. 

Отчего ASUS решили подарить водяное охлаждение не самой топовой и прожорливой видеокарте - остается загадкой. Выбор модели, к сожалению, оказался не самым лучшим - AMD подложили свинью всем своим партнерам, жестко ограничив TDP видеокарт RX 6000 для лучшего сегментирования. Превратить RX 6800 XT в RX 6900 XT не получится, но я постараюсь выжать из видеокарты максимум - для того водяное охлаждение и придумано.


AMD позиционирует видеокарту Radeon RX 6800 XT как “серьезный” выбор для 4К гейминга - именно в этом разрешении мы и будем тестировать видеокарту ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT. Сравнивать ее будем с конкурентами от “зеленых” - RTX 3070 и RTX 3080, т.к. RTX 3080 Ti до прилавков еще не добралась (как будто она там задержится, лол). Говорить о цене и доступности смысла нет, но видеокарта не потеряет актуальности еще 1-2 года, когда ситуация может нормализоваться - будет на что ориентироваться.

Несмотря на гибридное водяное охлаждение, ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT не сильно меньше своих “воздушных” конкурентов. Длина видеокарты составляет 277 мм, ширина 131 мм и высота 44 мм, что соответствует двум с половиной слотам расширения PCIe. В этих измерениях ASUS умещает помпу и воздушную систему охлаждения для менее прожорливых элементов PCB. 

Размеры радиатора стандартны для 240 мм форм-фактора - 276 х 120 х 52 мм (с учетом вентиляторов). Вентиляторы можно легко заменить на любые другие - ASUS использует стандартное подключение 4-pin для Fan-контроля и 12v ARGB для RGB-подсветки, которую легко и удобно синхронизировать с другими RGB-устройствами. За обдув радиатора отвечают два фирменных 120 мм собственного производства - ASUS уже давненько выпускает системы жидкостного охлаждения и с производством 120 мм вентиляторов знакомы не понаслышке. 

Задняя панель видеокарты защищена толстым алюминиевым бекплейтом, который помогает отводить тепло, а также дополнительно укрепляет структуру видеокарты. На системную плату установлено два дополнительных 4-pin Fan-коннектора, к которым можно подключить дополнительные вентиляторы с возможностью привязки их скорости работы к температуре GPU. 

Допускается использование системы push-pull с вентиляторами установленными с двух сторон радиатора без использования каких-либо сплиттеров или адаптеров - вентиляторы можно подключить напрямую к видеокарте для создания общей кривой работы. На передней панели находится переключатель между двумя профилями BIOS - бесшумным и производительным. 

Двойной BIOS также является гарантом работоспособности видеокарты в ситуации модификации/обновления биоса видеокарты - всегда будет запасной профиль работы, на который можно откатиться. Для дополнительного питания используется двойной 8-pin коннектор.

В виде интерфейсов подключения выступают х2 DP 1.4a, х1 HDMI 2.1 и x1 USB-C. Пропускная способность HDMI 2.1 на видеокартах AMD Radeon RX 6000 урезана до 40 Гб/с и версия от ROG не исключение. Основное ограничение, накладываемое лимитом в 40 Гб/с на сегодняшний день - это невозможность использовать 12-битный цвет в 4К разрешении при 120 Гц и RGB 4:4:4 цветовой субдискретизации, что в целом не проблема на сегодняшний день ввиду отсутствия мониторов и телевизоров, использующих 12-битную панель, однако в будущем это может наложить более видимые ограничения - например, при подключении мониторов с более высокой герцовкой. 

Также, несмотря на заявленную поддержку VRR - адаптивной синхронизации экрана стандарта HDMI 2.1, она отсутствует. Пока телевизор выключен, функция VRR доступна в меню драйвера, однако при включении телевизора ползунок просто исчезает и заменяется AMD Freesync. 

Проблема тянется с релиза видеокарт, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы от пользователей. Как скоро AMD включит заявленную на коробке с видеокартой поддержку VRR неизвестно - секция “известных проблем” в чейнжлогах драйверов не содержит никакой информации о неработающем VRR. 

Видеокарта ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT OC 16GB поставляется с заводским разгоном до 2360 МГц в режиме буста и до 2110 МГц в режиме “игры”, что на 95/110 МГц выше референсных значений. Все остальные характеристики идентичны стоковым - 16 Гб видеопамяти GDDR6, 256-битная шина, до 512 Гбайт/с пропускной способности памяти и 128 Мб Infinity Cache. Заявленный TDP - 300 Вт.

Конфигурация системы

Процессор: Intel Core i7-11700K 
Оперативная память: 32Gb G.Skill Trident Z Neo @ 3733 MHz CL16
Материнская плата: ASUS PRIME Z590-A
Системный SSD: TeamGroup MP33 1TB
SSD с играми: Kingston KC2500 1TB
Охлаждение CPU: Arctic Liquid Freezer II 280 mm (Rev. 2)
Блок питания: Seasonic FOCUS PX-750 Platinum
Корпус: Phanteks Eclipse P500A
Операционная система: Windows 10, 20H2
Версия драйвера: Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 21.4.1
Видеокарта: ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT

Шум, энергопотребление

Тесты проводились в закрытом корпусе, в повседневных условиях использования видеокарты. Для тестирования температуры видеокарты использовался стресс-тест синтетического бенчмарка Superposition в пресете 1080p Extreme. По истечении 10 минут с начала теста измерялись показания температуры в программе HwInfo и скорость вращения вентиляторов. Для измерения энергопотребления использовалась HwInfo, уровень шума измерялся при помощи шумомера, расположенного на расстоянии 1 метра от корпуса, температура воздуха в помещении составляла 27 градусов Цельсия. Радиатор был установлен “на выдув” на верхнюю панель корпуса. В среднем такая конфигурация оказывается на 2-4 градуса горячее, нежели установка на переднюю панель корпуса, при условии достаточной перфорированности обеих панелей. 

Разделение между “производительным” и “бесшумным” биосом заключается только в профиле работы вентиляторов. В производительном режиме вентиляторы разгоняются до отметки 1850 Об/м ради удержания температуры GPU на отметке в 60 градусов Цельсия. В таком режиме работы видеокарта оказывается достаточно шумной - 41 дБА. В бесшумном биосе скорость вращения вентиляторов значительно ниже и соответствует уровню шума ~37.5 дБА - именно в таком режиме я и рекомендую использовать видеокарту. 

Самым слабым местом системы охлаждения являются вентиляторы - они слишком шумные, однако никто не запрещает использовать любые другие 120 мм вентиляторы для обдува радиатора видеокарты. С замерами энергопотребления немного сложнее - начиная с предыдущего поколения видеокарт, AMD не рапортует об энергопотреблении некоторых компонентов видеокарты, отчего без специального оборудования можно только гадать о точном энергопотреблении. В среднем видеокарта потребляет порядка ~330 Вт “из коробки” и ~350 Вт при выкрученном на максимум Power Limit. 

Тестирование в играх

Тестирование в играх будем проводить в единственном разрешении 3840х2160. 

World War Z, Vulkan

Для тестирования использовался внутриигровой бенчмарк и максимальные настройки графики с отключенным моушен блюром.

Даже в 4К производительность в World War Z упирается в процессор и оперативную память - видеокарта показывает результаты, схожие с более младшей моделью RX 6800. 

Assassin’s Creed Valhalla, DX12

Для тестирования использовался внутриигровой бенчмарк и рекомендуемые настройки графики.

Пока видеокарты NVIDIA страдают от недостаточной производительности в Valhalla, ROG Strix Radeon RX 6800 XT показывает невероятный отрыв от конкурентов в 4К.

Total War: Three Kingdoms, DX12

Для тестирования использовался внутриигровой бенчмарк и максимальные настройки графики с отключенным моушен блюром. Вручную выставленные “экстремальные” настройки графики буквально уничтожают любую видеокарту в 4К, отчего бенчмарк служит worst case сценарием. 

С серией Total War видеокарты AMD не очень то и дружат - видеокарта Radeon RX 6800 XT показывает достаточно невысокие результаты. 

Red Dead Redemption 2, Vulkan

Для тестирования использовалась последняя секция внутриигрового бенчмарка, вручную выставлены максимальные настройки графики, моушен блюр и MSAA отключены.

В 4К видеокарта ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT показывает схожую в RTX 3080 производительность.

Watch Dogs: Legion, DX12

Для тестирования использовался внутриигровой бенчмарк и рекомендуемые настройки графики.

ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT показывает комфортный уровень FPS и результаты немного лучше RTX 3080

Watch Dogs Legion, DX12, Ray-Tracing

Для тестирования использовался внутриигровой бенчмарк и рекомендуемые настройки графики.

В рейтрейсинге видеокарта AMD делать нечего. Возможно, какие-то будущие игры с ограниченной имплементацией Ray-Traced эффектов позволят видеокарте показать себя с лучшей стороны, но требовательная реализация отражений в Watch Dogs: Legion просит от видеокарты RX 6800 XT больше, чем она может предложить. С RTX только в 1080p.

Resident Evil 3, DX12

Для тестирования использовались максимальные настройки графики, текстуры 4 Гб и отключенный моушен блюр.

Видеокарта показывает лидирующие результаты в 4К с очень стабильным фреймтаймом. Увеличенный объем Infinity Cache по сравнению с RX 6800 позволяет избежать микрофризов во время взрывов, от которого страдают все видеокарты на базе GDDR6, включая RTX 3070. 

Разгон

Ручной разгон видеокарты позволяет получить видимый прирост производительности, однако многочисленные ограничения AMD просто не позволяют выжать из нее максимум. Энергопотребление видеокарты сильно ограничено, повысить напряжение нельзя, разгон память ограничен - повсюду выдуманные ограничения от AMD, призванные сегментировать модельный ряд компании. 

Разогнанная до максимума RX 6800 XT просто не сможет приблизиться к RX 6900 XT ввиду всех этих ограничений, что очень и очень печально. Один из главных аргументов в пользу выбора премиального дизайна видеокарты, коим и является ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT - это большой потенциал разгона, который задушен ограничениями AMD. Обидно, когда такая крутая видеокарта с жидкостной системой охлаждения и подсистемой питания просто не может себя показать во всей красе. 

Несмотря на жесткие ограничения разгона, в играх наблюдается заметный прирост производительности:

Заключение

Сырая производительность видеокарты ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT серьезно впечатляет, но многочисленные промахи AMD оставляют неприятное послевкусие. Если перечисленные мной недостатки - неработающий VRR, слабая RT-производительность, отсутствие DLSS и низкий потенциал разгона вас не смущают, видеокарты лучше в своем сегменте просто не найти. 

Производительность видеокарты ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT находится на одном уровне с RTX 3080 в 4К, в среднем чуть-чуть ее превосходя. ROG предлагает уникальную в этом поколении систему охлаждения с большой гибкостью настройки ввиду использования стандартных 120 мм вентиляторов, 4-pin подключения и возможности использования системы push-pull. За что ASUS отдельное спасибо. 

Комментариев нет