«Mushoku Tensei: Реинкарнация безработного»: первородный исекай, неоднозначный ГГ и эталонное аниме

Итак, свершилось: одна из самых громких и важных аниме-премьер последних лет, не уступающая по своему значению дебюту «Клинка, рассекающего демонов», добралась до первого промежуточного финала. 

С Mushoku Tensei: Isekai Ittara Honki Dasu («Реинкарнация безработного: Я серьезно постараюсь, если отправлюсь в другой мир») за авторством Rifujin na Magonote японские читатели впервые познакомились в 2012 году, после чего веб-роман публиковался на сайте Sousetsuka ni Narou еще три года. А уже в 2014 году параллельно за него взялось издательство Media Factory, иллюстратором ранобэ стал пользователь pixiv под ником SiroTaka. 

За эти годы и 24 тома печатная версия только-только наверстала электронную и приблизилась к развязке, хотя по ходу дела сюжет местами переписывался и дополнялся.

Некоторые ошибочно считают «Реинкарнацию безработного» первым исекаем, но это не совсем так. Произведения в этом жанре, будь то манга или аниме, в Стране восходящего солнца начали появляться на век раньше, если же брать в масштабах всего мира, то чем вам «Алиса в Стране Чудес» не история о попаданке? 

Даже по части вебок и ранобэ пальма первенства принадлежит отнюдь не Mushoku Tensei: чуть раньше стартовали «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире» и «Без игры жизни нет», не говоря уже о Sword Art Online. И все же именно «Реинкарнация безработного» по праву считается пионером жанра и эталоном исекая.

При этом экранизация, мягко говоря, сильно припозднилась. Зато для работы над сериалом с прицелом на полную адаптацию оригинала на протяжении нескольких лет White Fox и Egg Firm даже открыли новую студию - Studio Bind. 

Сразу стоит отметить, что режиссер Окамото Манабу (Re:Zero, «Милый во Франксе»), дизайнер персонажей Сугияма Казутака («Милый во Франксе») и композитор Фуджисава Йошиаки («Без игры жизни нет: Ноль») сдюжили и выпустили, возможно, лучшее аниме года или даже сверх того. 

А ведь после некоторого затишья в прошлом, если не брать в расчет «Бесконечный поезд», в этом вслед за Evangelion: 3.0+1.0 Thrice Upon a Time, продолжением «Обещанного Неверленда» и «Королем-шаманом» зрителей ждут второй сезон «Истребителя демонов: Kimetsu no Yaiba», «Платиновый предел» и «Sword Art Online: Progressive – Ария беззвездной ночи».

Что до завязки, то все вполне стандартно: Грузовик-кун и здравствуй, о дивный новый мир меча и магии. Одновременно «Реинкарнация безработного» разительно отличается от других подобных аниме. Даже опенинга в привычном формате нет. Сразу отмечу, что визуальная часть на высоком уровне, отдельной похвалы заслуживает дизайн персонажей. 

Итак, обычно протагонист в прежней жизни особо не блещет, зато после перерождения обретает невиданные таланты и особые способности и становится, пусть даже более-менее постепенно, великим героем, спасителем прекрасных принцесс, грозой драконов и прочих чудищ и просто образцом для подражания. Да, встречаются отклонения (привет, Субару), однако рельсы налицо.

К главному герою при этом полагается испытывать симпатию или вроде того. Вот только автор сознательно чинит тому препятствия. Жирный и жалкий NEET-хиккан, забивший на жизнь из-за травли - зрелище малоприятное, даже героическая смерть под колесами грузовика ничего особо не меняет. Тут уж и Барусу отдыхает. 

Казалось бы, начав новую жизнь он берется за ум и пытается чего-то достичь, однако же так просто себя не переделать. Рудеус Грейрат не идеален, он совершает ошибки и переходит границы ради собственной прихоти или выгоды. Для него моральная дилемма - и правда выбор, причем не всегда правильный. 

Но именно это и делает героя живым, добавляет реализма, уходя от привычной градации черное-белое, добро-зло. 50 оттенков серого в прямом и переносном смысле.

Частенько даже в лучших аниме персонажи оказываются слишком шаблонными и предсказуемыми, с четким делением на героев и злодеев. А если и совершают ошибки, то не по злому умыслу, имея смягчающие обстоятельства, да и то лишь разок для показухи и придания герою глубины. 

В «Реинкарнации безработного» все не так, и касается это не только Руди, взять хотя бы папашу оказавшегося не только доблестным рыцарем и защитником людей, но и не пропускающим ни одной юбки бабником и насильником. Живые персонажи - залог успеха произведения.

Если подумать, то за 11 эпизодов весь экшен уместился всего в пару сцен, в остальных же фактически ничего не происходит, однако же смотрится же все это на одном дыхании. Что до Руди, то мы имеем двойное развитие персонажа: как преодоление комплексов и рост над собой, так и взросление, от младенца до мужчины, а это, при всем разнообразии исекаев и аниме в целом, встречается крайне редко (иногда переход происходит с сохранением тела, омоложение же идет до определенного предела, часто с нюансами, как в «О моем перерождении в слизь»). 

Пусть речь лишь о теле, новая жизнь накладывает свой отпечаток, а взрослый разум сочетается с поступками скорее мальчишки. И никаких читов. Рудеус не слишком умело обращается с мечом, успехи же в магии обусловлены лишь его рвением и упорством. Именно это позволяет по-настоящему проникнуться к героям.

Парень оступается, но движется вперед, извлекая опыт из собственных ошибок. И тут мы подходим к тому моменту, за который Rifujin na Magonote критиковали еще в процессе работы над историей (писатель даже подумывал свернуть ее и все же решил игнорировать недовольных), а аниме выпилили с одного китайского стримингового сервиса. 

Нет, тема буферов и трусиков в той или иной форме в японской анимации всплывает повсеместно, будь то «Семь смертных грехов» или «Без игры жизни нет», не говоря уже о всяких этти, однако в данном случае она является неотъемлемой частью повествования, потому Studio Bind постаралась ничего не упустить.

И показано в аниме разное, несколько раз действо замирало буквально в шаге от перехода в категорию хентай. Такое не покажут даже в каком-нибудь «Убийце гоблинов». При том что крови-кишок, да и вообще жестокости как таковой, завезли меньше, чем, скажем, в Re:Zero. 

Остается лишь дивиться тому, что до сих пор молчат Роскомнадзор, прокуратура и Следственный комитет, которые с легкостью подведут сабж уже не под 18+, а под статью. Хотя кто-то же выдал Wakanim прокатное удостоверение на сериал. Некоторые зрители тоже сочли определенные сцены неуместными. 

Конечно, нам показывают некое условное средневековье, когда отношение к браку и размножению разительно отличалось от современного, да и мотивы 40-летнего девственника в теле обаятельного мальчонки понятны, но ведь взрослые тоже хороши, один Пауло, ведущий разговоры на извечную тему с семилетним сынишкой чего стоит. Ну или его двоюродный братец, готовый подложить дочь под родственничка ради местной игры престолов. 

Определенный перебор с темой секса явно имеется, при том что в целом вплетена она весьма органично и уместно.

В целом же сюжет крайне удачно сочетает юмор и драму, события развиваются неспешно, затем вдруг в один момент наступает переломный момент, и история неожиданно уходит в новое русло, не оставляя впечатления некоего искусственного разрыва. 

Это аниме о людях и их жизнях, в котором интересно подаются даже обыденные события, не сводя все к бесконечной череде битв, побед и иже с ними. А становление Руди показано на протяжении долгих лет, когда обычно ограничиваются небольшим промежутком, умещая в него кучу всего. «Mushoku Tensei: Реинкарнация безработного» оставляет впечатление чего-то более глубокого и похожего на реальную жизнь с ее радостями и печалями и свой след после просмотра.

История Рудеуса Грейрата уже завершена, скоро выйдет последний том ранобэ (на русском языке, увы, за издание пока так никто и не взялся), в продажу скоро поступят первые фигурки, даже не самая убогая мобильная игра в разработке. 

Зато аниме скоро вернется со второй частью первого сезона, впереди еще немало новых серий, у Studio Bind долгоиграющие планы. Но прощаться с Шестигранным Миром еще рано: Rifujin na Magonote хочет завершить работу над другой серией, накладываются и проблемы со здоровьем, но автор рассчитывает еще вернуться в эту фэнтезийную вселенную. 

Зрителям же остается надеяться, что сериал продолжится в том же духе, а не скатится в нечто невразумительное, как Re:Zero (хотя летопись истерик Субару изначально не блистала, потому сравнение так себе) или «Обещанная страна грез», второй сезон которой оказался одним из величайших разочарований в истории аниме.

Комментариев нет