Обзор Intel Core i7-11700K ч. 2 - тестирование Intel® UHD Graphics 750, разгон, Resizable BAR


Несмотря на использование старого техпроцесса и привычной платформы, одиннадцатое поколение десктопных процессоров Intel Core содержит много новых наработок компании, которые в полной мере раскроются в будущих поколениях продуктов. 

Финальная производительность Rocket Lake-S не так уж далеко ушла от поколения Skylake на поверхности, но под крышкой теплораспределителя изменилось очень многое. Отчего производителям материнских плат понадобилось больше времени, чем обычно, дабы отполировать все новые фишки и функционал настройки работы процессоров. 

Ну вот, к концу апреля ситуация стабилизировалась и практически все материнские платы на Z590 чипсете получили стабильную версию BIOS, а значит наступила пора разогнать мой экземпляр процессора Intel Core i7-11700K, щедро предоставленный компанией MAN-MADE для тестирования. Ну а полный обзор процессора можно найти здесь.

Конфигурация системы

Процессор: Intel Core i7-11700K 
Оперативная память: 32Gb G.Skill Trident Z Neo @ 3733 MHz CL16
Материнская плата: ASUS PRIME Z590-A
Системный SSD: TeamGroup MP33 1TB
SSD с играми: Kingston KC2500 1TB
Охлаждение CPU: Arctic Liquid Freezer II 420 mm 
Блок питания: Seasonic FOCUS PX-750 Platinum
Корпус: Phanteks Eclipse P500A
Операционная система: Windows 10, 20H2
Версия драйвера: Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 21.5.1
Видеокарта: ROG Strix LC Radeon RX 6800 XT

Разгон процессора

С каждым новым поколением процессоров смысла от разгона становится все меньше и меньше. Инженеры много усилий вкладывают в работу алгоритмов турбо-буста, отчего процессор работает близко к максимуму возможностей прямо из коробки. Особенно в игровых приложениях, которым больше интересна производительность лишь 2-4 потоков. 

Разгон частоты ядра почти не изменился, но функционал BIOS приятно эволюционировал. Представленный в предыдущем поколении разгон “по ядрам” получил полезный апгрейд, который позволяет выжать из каждого ядра максимум. Ранее у нас было доступно более простое разделение: n ядер работает на такой частоте, а когда нагрузка идет на n+2, частота становится вот такой. Итого, если нагрузка падала на четыре ядра, то установленный максимальный порог буста для двух ядер опускался - способа заставить лучшие ядра работать на более высокой частоте в любых условиях просто не было. Ну а теперь стала доступна возможность вручную выставить частоту каждого отдельного ядра для многопоточной нагрузки. Независимо от типа нагрузки каждое отдельное ядро будет работать на установленном максимуме.

Разгонять процессор стало от этого проще, т.к. можно просто накидывать множитель на каждое ядро и смотреть, сколько оно тянет при выставленном напряжении. Когда раньше приходилось мудрить со стресс-тестами и придумывать двух-четырех-шести-поточную нагрузку, сейчас просто выставляешь общий множитель на все ядра и в отдельном меню задаешь множитель на каждое ядро, тестируя стабильность в нагрузке на все ядра. Intel также помечает самые удачные ядра, что помогает быстро выявить максимально стабильную частоту процессора. 

Ввиду внутренних оптимизаций процессоров 11 поколения, уровень рабочего напряжения удалось поднять до более высоких отметок - с водяным охлаждением можно спокойно жить вплоть до 1.6 В, но на постоянку такое делать не очень комфортно - энергопотребление “в простое” в таком режиме работы увеличивается до ~65 Вт, а это уровень энергопотребления обычного i7-11700 в нагрузке. 

Предоставленный мне экземпляр i7-11700K оказался не так уж и силен в разгоне - для 5.1 ГГц даже самые удачные ядра требовали больше 1.5 В напряжения. По итогу удалось остановиться на отметке в 5 ГГц по всем ядрам, кроме одного при входящем напряжении 1.475 В и реальном ~1.412 В в нагрузке на все ядра. 

Принцип работы кеша претерпел более значительные изменения - теперь рекомендуется поднимать частоту не выше отметки “частота ядра минус 500 МГц”. Рабочее напряжение и тепловыделение кеша заметно выросли, отчего более высокие значения требуют гораздо больше тока, чем раньше. Делать это следует в последнюю очередь, т.к. тестировать стабильность кеша не так просто. В моем случае удалось его разогнать до отметки в 4400 МГц, что в среднем по палате является максимумом для 11 поколения. 

Производительность в однопотоке выросла лишь чуть-чуть, во многом благодаря стабилизации частоты ядер, а вот в многопотоке буст более заметный - процессор выходит на уровень 16-ядерного Threadripper первого поколения. Что ни говори, а Intel последние годы просто так не сидели - навязанная AMD конкуренция заставила “синих” выжать из 14-нм все, что только можно. В играх, однако, разницы практически нет - в первую очередь благодаря бусту в 5 ГГц “из коробки” и недостаточной мощности видеокарт. Например, в 1080p при высоких/максимальных настройках графики, разница проявляется только в World War Z, несмотря на достаточно высокую процессорозависимость Hitman 3 и Valhalla:

Разгон памяти

Процессоры Intel Core поколения Rocket Lake-S получили полностью новый контроллер памяти, который добавляет режим Gear 2, работающий 1к2 с частотой памяти, что увеличивает теоретический порог разгона оперативной памяти выше 6000 МГц - G.Skill уже модули памяти с частотой работы в 5333 МГц готовит по этому поводу. Сам процесс разгона от этого немного изменился, о чем по порядку.

Gear 1 vs Gear 2

Здесь логика проста: если модули памяти могут работать на частоте выше 4000 МГц - идем Gear 2, если нет - Gear 1. Режим Gear 1 ограничен практической частотой контроллера памяти в 3733 МГц и теоретической в 3866 МГц. Переход с режима работы контроллера памяти к частоте памяти с 1к1 на 1к2 немного увеличивает задержки (в районе 5нс), отчего жертвовать этим ради 100-200 МГц смысла мало - модули 3866 МГц лучше опустить до 3733 или 3600 МГц, как я и поступил со своей памятью. Но если модули стабильно держат 4000 или 4200 МГц - идем Gear 2. 

Intel разделило напряжение VCCIO на две части - VCCIO, которое трогать не нужно, и VCCIO Memory, которое поможет стабилизировать высокую частоту памяти. Как и раньше, превышать отметку в 1.3 В не рекомендуется. У меня памяти работала стабильно на отметке 1.24 В - именно этого и стоит ждать в большинстве случаев.

Второе важное напряжение - System Agent Voltage или VCCSA, именно оно и отвечает за стабильность контроллера памяти - здесь можно идти достаточно высоко, но больше 1.4 В на постоянку не рекомендуется. В идеале рекомендую остановиться не выше 1.3-1.35 В. Если для стабильности на частоте в 3733 МГц требуется больше напряжения - лучше опуститься до 3600 МГц, чтобы гарантировать долговечность процессора.

Несмотря на понижение частоты памяти относительно моего разгона для i7-10700K, в паре с i7-11700K память работает заметно быстрее. С более быстрой памятью можно добиться скоростей за 80 Гб/с! К тому же ручной разгон оказывает более заметное влияние на показатели FPS в играх:

Resizable BAR

Resizable BAR с недавних пор доступен для всех - и Intel, и AMD, и NVIDIA - графические ускорители всех трех производителей полностью поддерживают новый функционал. Resizable BAR позволяет процессору получить доступ ко всему объему видеопамяти сразу, что в теории должно избавить многие игры от ботлнека работы памяти и “бесплатно” увеличить финальную производительность. Отличным примером увеличенной производительности является Assassin’s Creed Valhalla:

А вот с Hitman 3 все совсем иначе - производительность мы теряем. Мало кто будет играть на разогнанной RX 6800 XT в 1080p с 150+ FPS в новинках, но факт остается фактом - в некоторых случаях использование Resizable BAR вредит производительности.

UHD Graphics 750

Ввиду дефицита дискретных видеокарт я все чаще и чаще вижу совет в интернете купить процессор со встроенным видеоядром и пересидеть до лучших времен. И пока AMD запрещает открытую продажу процессоров со встроенным графическим ядром в магазинах, оставляя их для продажи в заранее собранных системных блоках, Intel видится хорошей альтернативой - тут и заметный апгрейд на бумаге, и новые технологии Intel Xe. Но что такое пересидеть? В инди-играх? Дотке, хартстоуне и ксике? 

Мне интереснее взглянуть на производительность встроенного видеоядра в более серьезных играх:

Такое себе “пересидеть”, если честно. Для современных игр на безрыбье лучше приобрести консоль, а рассчитывать на что-то более серьезное, нежели инди-игры и лайтовые сессионки со встроенной графикой Intel не стоит. Благо полноценных дискретных моделей ждать недолго осталось. Главное - чтобы драйвера стали лучше работать, на UHD 750 далеко не каждая игра запустилась с первого раза. Hitman 3 крашился на запуске, а RE3 зависала в меню. 

***

Intel остаются верны своему кредо и предоставляют еще больше возможностей для разгона и настройки своих CPU, однако с каждым поколением в этом все меньше и меньше практического смысла. Intel Core i7-11700K работает близко к своему максимуму “из коробки” с включенным XMP профилем оперативной памяти. Возможностей ручного разгона процессора и оперативной памяти очень много - скучать энтузиасты не будут, но никаких +20% бесплатной производительности ждать не стоит. Те времена давно ушли.

Тестирование возможностей новой платформы дает новое представление о технологиях, которые лягут в основу 10-нм процессоров Intel и результаты обнадеживают - на процессорном рынке нас ждет настоящая бойня. Новый контроллер памяти Intel реально крут, кеш стал еще быстрее, а IPC вырос значительно по сравнению с предыдущим поколением. Дальше - больше. Если бы еще производительность видеокарт не отставала… 

Комментариев нет