Обзор процессора Intel Core i7-11700K, тестирование в играх, сравнение с 10700K ч.1


Благодаря ушлым немецким продавцам несколько сотен процессоров Intel Core i7-11700K попали в руки покупателей за месяц до релиза. Среди этих покупателей оказалась и пара обзорщиков, успевших провести тестирование новых процессоров до официального релиза. Но как показали их материалы, производительность процессоров сильно варьируется от разных условий тестирования, включая версию BIOS для материнских плат. 

Отчего я решил разбить обзор процессора на две половины. В первой части мы поговорим об отличиях новой архитектуры от старой и протестируем производительность процессора Intel Core i7-11700K в паре материнской платой прошлого поколения на Z490 чипсете. Этот вариант позволит рассмотреть ситуацию прямого апгрейда с предыдущего поколения на новое, однако BIOS датирован 15 января 2021 года, что может сказаться на итоговой производительности. 

Во второй части обзора мы рассмотрим ситуацию использования новой материнской платы на Z590 чипсете с релизной версией BIOS, попробуем разогнать процессор, протестировать влияние PCIe 4.0 и Resizable BAR на производительность, а также взглянем на что способна новая графическая архитектура Intel Xe, которая совсем скоро ляжет в основу первых дискретных игровых видеокарт Intel.

Особенности архитектуры

Процессоры поколения Rocket Lake-S построены на уже знакомом 14-нм техпроцессе Intel, но на этот раз архитектура серьезно изменилась. За основу была взята архитектура ядер Cypress Cove - портированная с 10-нм на 14-нм Sunny Cove. Как результат, на подложку удалось уместить только 8 ядер процессора со встроенным графическим ядром Xe с 32 исполнительными блоками. 

Процессор получил поддержку интерфейса PCIe 4.0 в количестве 20 линий - 16 к слотам расширения PCIe и 4 к М.2 слоту для NVMe-накопителей. Сообщение с чипсетом, однако, работает по интерфейсу DMI 3.0 x8, что равноценно PCIe 3.0 х8 - к окну релиза процессоров новая технология DMI 4.0 не была готова. Также процессоры 11 поколения Intel Core оборудованы полностью новым контроллером памяти и набором инструкций AVX 512.

10-нм и 7-нм техпроцессы от Intel все еще не готовы принимать на себе мощные десктопные решения, однако факт запуска в производство серверных решений Xeon на 10-нм вселяет надежды на скорое появление десктопных решений на полностью новой архитектуре и техпроцессе. Может к массовому релизу DDR5 подоспеют, а пока обладатели материнских плат на платформе LGA 1200 довольствуются переходным вариантом, обещающим прирост IPC до 19%. 

Так как сегодняшний обзор сконцентрирован вокруг тестирования процессоров на платформе Z490, особенности и фишки новых чипсетов мы оставим для второго обзора. Используемая для тестов ROG STRIX Z490-A GAMING поддерживает и Resizable BAR, и PCIe 4.0 для видеокарты, отчего самого важного мы не потеряем. 

Конфигурация системы

  • Процессор: Intel Core i7-10700K 
  • Процессор: Intel Core i7-11700K 
  • Оперативная память: 32Gb G.Skill Trident Z Neo @ 3866/3733 MHz CL16
  • Материнская плата: ASUS ROG STRIX Z490-A GAMING
  • Системный SSD: TeamGroup MP33 1TB
  • SSD с играми: Kingston KC2500 1TB
  • Охлаждение CPU: Arctic Liquid Freezer II 280 mm (Rev. 2)
  • Вентиляторы для радиатора: Corsair ML140 x2
  • Блок питания: Seasonic FOCUS PX-750 Platinum
  • Корпус: Phanteks Eclipse P500A
  • Операционная система: Windows 10, 20H2
  • Версия драйвера GPU: NVIDIA GeForce Game Ready Driver 461.64
  • Видеокарта: GeForce RTX™ 3090 GamingPro

Перед тем, как перейдем к тестам, стоит отметить, что Intel не заставляет производителей материнских плат жестко подчиняться лимитам процессоров по энергопотреблению, напряжению и времени турбобуста PL2, PL1, а также TAU. Отчего на разных материнских платах результаты могут сильно отличаться. ASUS на своих материнских платах предлагает вариант использования процессора в соответствии с официальными спецификациями Intel - именно так мы и будем тестировать процессор. 

Дополнительно, с ранней версией BIOS для материнской платы, датированной 15 января, странно вело себя напряжение System Agent и сам IMC процессора, отчего завести в режиме Gear 1 оперативную память на частоте 3866 МГц не получилось - пришлось ограничиться 3733 МГц.

Энергопотребление, тепловыделение

Для тестирования энергопотребления и тепловыделения использовался 30-минутный бенчмарк Cinebench R23. R23 использует AVX2 инструкции и нагружает процессор по максимуму, раскрывая все особенности работы Intel Core i7-11700K.

PL1 традиционно ограничен заявленным TDP в 125 ватт, но алгоритмы PL2 снова претерпели изменения относительно предыдущего поколения процессоров. Заявленный лимит PL2 соответствует 251 Вт, однако эта цифра будет сильно варьироваться в зависимости от качества силикона. Одни процессоры будут потреблять 190 Вт, другие - 165 Вт, а третьи - 225 Вт. В зависимости от требуемого напряжения будет различаться и тепловыделение, а Intel ограничились теоретическим максимумом. В моем случае процессор потреблял до 210 Вт, а продолжительность этого турбобуста в Cinebench R23 составляла чуть больше 20 секунд, после чего процессор откатывается на заявленные 125 Вт энергопотребления.

В результате первоначального буста процессор нагревается до 73 градусов, а впоследствии держится в районе 57-59 градусов Цельсия в помещении с температурой воздуха в 27 градусов. Для сравнения, Intel Core i7-10700K в идентичной ситуации нагревается до 77 во время первоначального буста и удерживается на отметке 65-66 градусов в режиме PL1. Несмотря на повышенное энергопотребление PL2, процессор Intel Core i7-11700K работает заметно холоднее своего предшественника. При отключении всех лимитов (MCE ON) энергопотребления, когда процессор остается на отметке 200-210 Вт без ограничений по времени, средняя температура процессора после 30 минут теста составляет 77 градусов. Напряжение на процессоре в таком режиме работы держалось стабильно на отметке 1.35 вольт по информации со встроенных в материнскую плату датчиков. 

Синтетические бенчмарки

CPU-Z рапортует о еще нескольких отличиях Intel Core i7-11700K от своего предшественника - L1 Data кэш вырос с 8 x 32 KBytes 8-way до 8 x 48 KBytes 12-way,  L2 кэш вырос с 8 х 256 KBytes до 8 x 512 KBytes, а частота кольцевой шины уменьшилась с 4300 МГц до 4000 МГц. 

Бенчмарк CPU-Z демонстрирует значительный прирост однопоточной производительности и сравнительно невысокий прирост в мультипотоке. 

AIDA64 Cache и Memory Benchmark демонстрирует больше отличий - скорость работы памяти увеличилась, а вместе с этим возросли и задержки с ~44 нс до ~48 нс. Заметно и некорректное поведение L3 кэша, которое приписывается ранней версии BIOS. Скорости L1 и L2 кеша выросли в несколько раз по сравнению с Intel Core i7-10700K.

Результаты тестирования в Cinebench R23 показывают значительно возросшую скорость однопотока, но с многопотоком не все так просто - длительность многопоточного теста R23 превышает длительность PL2 буста, отчего процессор раньше откатывается на лимит в 125 Вт, нежели его предшественник. Тем не менее показатели превышают результаты Intel Core i7-10700K, а снятие ограничений энергопотребления (Multi Core Enhancements - On) значительно увеличивает отрыв.

Тестирование в играх 

Разницу в производительности между процессорами Intel Core i7-10700K и Intel Core i7-11700K будем смотреть в разрешении 1080p со средними настройками графики во всех нижеперечисленных играх. 

Hitman 3 - DX12

Игры серии Hitman долгое время оставались отличным вариантом для тестирования производительности процессоров, предлагая серьезную, но реалистичную нагрузку. 

В бенчмарке Dubai мы наблюдаем небольшой рост производительности относительно предыдущего поколения.

В бенчмарке Dathrmoor мы наблюдаем более значительный рост производительности, даже в сравнении с разогнанным 10700K.

World War Z - Vulkan

World War Z предлагает отлично скалирующийся бенчмарк, наглядно демонстрирующий разницу в производительности CPU, GPU и оперативной памяти. 

Intel Core i7-11700K демонстрирует заметный прирост производительности и значительное увеличение показателя 1% FPS, что положительно сказывается на плавности игры.

Cyberpunk 2077 v1.04 - DX12

Cyberpunk хоть и является ужасно кривой и забагованной игрой, в том числе с точки зрения оптимизации, но при этом способна демонстрировать разницу в производительности процессоров.

Intel Core i7-11700K демонстрирует заметный прирост производительности, особенно со стороны минимального FPS, что положительно сказывается на общей плавности игрового процесса.

Total War: Three Kingdoms - DX12

Серия Total War всегда была требовательна к производительности процессора, предлагая масштабные схватки с множеством юнитов, и Three Kingdoms - не исключение. 

И опять процессор Intel Core i7-11700K демонстрирует заметный прирост производительности, особенно со стороны минимального FPS. 

Assassin’s Creed Valhalla - DX12

Ubisoft продолжают использовать морально устаревший движок для серии Assassin’s Creed, однако Valhalla является одним из самых крупных и популярных релизов последних месяцев.

А вот в Valhalla мы наблюдаем регресс - исправится ли он патчами микрокода или апдейтами винды неясно. Возможно, Вальгалла проявляет слабости новой архитектуры, а может дело в простых багах оптимизации и сырости биоса. 

Watch Dogs: Legion - DX12

Legion предлагает очень неплохой вариант тестирования производительности процессоров за счет адекватной многопоточности. 

Прирост производительности Intel Core i7-11700K над предшественником незначителен. 

Rainbow Six: Siege - Vulkan

Siege является одной из самых популярных мультиплеерных игр на сегодняшний день, а встроенный бенчмарк удобен для использования и демонстрирует разницу в производительности как процессоров, так и оперативной памяти и видеокарт.

Intel Core i7-11700K демонстрирует заметный прирост производительности, особенно по показателю минимального FPS и плавности фреймтайма. 

Итого имеем, что имеем. Прирост от поколения к поколению заметный с некоторыми исключениями, которые скорее всего получится исправить. Очень порадовала возросшая стабильность FPS - плавность игры абсолютно во всех бенчмарках была выше в сравнении с процессором 10700K. Но для того, чтобы реализовать весь потенциал процессора Intel Core i7-11700K, нужна реально мощная видеокарта, которую сейчас днем с огнем не сыщешь. На бумаге прогресс есть, но почувствует ли его итоговый покупатель в реальных условиях? 

Итого

К некоторым показателям работы процессора мы еще вернемся во второй части обзора уже на материнской плате Z590, поговорим о разгоне процессора, тонкостях разгона оперативной памяти, влиянии PCIe 4.0, Resizable BAR и производительности встроенной графики Intel Xe. Ну а пока можно подвести промежуточный итог.

В отличие от предрелизных обзоров от некоторых изданий, процессор Intel Core i7-11700K в моей конфигурации показывает видимый прирост производительности, схожий с заявленным Intel ~13% ростом от поколения к поколению. 

Со стороны температур процессор показывает себя лучше предшественника, да и скорость работы памяти и кеша заметно увеличилась. Прогресс идет, а цены ниже. Добавить к этому материнскую плату на Z590 чипсете с множеством новых фишек и получается заметный апгрейд. 

Но надо ли оно геймерам? Разрешение 2560х1440 потихоньку становится мейнстримовым, а в нем разница между 9700K, 10700K и 11700K будет практически незаметна при использовании видеокарт уровня XX60/XX70. 

Гонка вооружений и конкуренция - это здорово, но производительность современных видеокарт сильно тормозится, отчего рост производительности процессоров в реальных игровых нагрузках становится незначителен. Как новая покупка, Intel Core i7-11700K в паре с материнской платой на Z590 чипсете - отличный вариант, а вот со стороны апгрейда смысла немного. Особенно во времена дефицита и повышенных цен на железо. 

Комментариев нет